Юридические услуги международного класса   •   Защита Ваших интересов в Украине и по всему миру   •   Киев +38 (050) 441 3615   •   Мариуполь +38 (0629) 410 144

Андрей Мащенко - фото

Как каждая работа, взыскание долгов с судоходных компаний, имеет свои нюансы. В рамках этой статьи, в виде краткого обзора, изложены нюансы, с которыми нам пришлось столкнуться, специализируясь, в частности, на правовом обслуживании морских перевозок.

Кредитору судоходной компании или юристу, получившему соответствующее задание, необходимо будет оценить возможность взыскания долга, учитывая ряд факторов:

  1. Природу долга;
  2. Наличие судов в собственности или управлении компании должника;
  3. Наличие другого имущества;
  4. Резидентность должника;
  5. В каком страховом обществе застрахованы риски владельца или оператора судна;
  6. Флаг судна;
  7. Регион плавания судов, принадлежащих должнику или находящихся у него в оперативном управлении;
  8. Ликвидность имущества должника, на которое можно обратить взыскание (возраст судна, состояние другого имущества).

Конечно, ключевым из названных факторов является наличие у должника имущества, на которое можно будет обратить взыскание, его состав и состояние.

При этом, практика показывает, что немаловажным является и местонахождение этого имущества, поскольку именно закон страны нахождения имущества (скорее - судна) вы будете применять обращая на имущество взыскание. И именно с юристами этой страны вам придется сотрудничать. На общение и его результаты будет оказывать влияние менталитет местного юриста и обычаи в работе, а также менталитет и подходы местных чиновников, в том числе судей, правоприменительная практика местных судов.

В общем, имущество у должника должно быть, оно должно быть ликвидно и вы должны иметь реальную возможность это имущество продать и получить деньги. В противном случае, рискуете потратить много времени и возможно средств клиента или своих и не получить желаемый результат.

По прежнему, наиболее эффективным средством взыскания долга с судоходной компании является арест принадлежащего ей судна. Такой арест может выступать как средством давления на судовладельца-должника, с целью понуждения его к выплате долга добровольно, так и средством обеспечения морских требований и взыскания долга из стоимости арестованного судна в принудительном порядке.

Правила ареста морских судов урегулированы нормами международного морского права, а также регулируются нормами национального законодательства страны, в которой будет производиться арест.

К нормам международного права относятся: Международная Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 10 мая 1952 года) и Международная Конвенция об аресте судов (Женева, 01 марта 1999 года). Вторая из них менее применима, так как имеет немногим более 10 стран участниц, участниками же Брюссельской конвенции 1952 года являются более 70 государств. Зачастую нормы упомянутых Конвенций инкорпорированы в нормы национального законодательства или на их основе приняты акты локального законодательства, как в Великобритании, или, как, например в Украине, нормы Брюссельской Конвенции 1952 г. действуют напрямую и превалируют над нормами национального права. Факт присоединения Украины к Брюссельской конвенции 1952 года Законом от 07.09.2011, а также принятые Верховной Радой Украины в 2017 году изменения к процессуальному законодательству, следует отметить как положительные факты, которые сделали понятной и таким образом упростили процедуру ареста торговых судов в украинских портах.

О теории ареста морских судов написано много, поэтому более интересной представляется практика. Учитывая практику, юрист может оценить есть ли реальная возможность арестовать судно и взыскать долг.

Юристам нашей фирмы, в своей практике, приходилось самим “набивать шишки”, связанные с особенностями национального законодательства разных стран, менталитетом и обычаями местных юристов и чиновников, а также особенностями клиентов.

О некоторых из таких особенностей далее.

Если клиент - моряк, в подавляющем числе случаев его обращение к юристам будет связано с необходимость взыскания с судовладельца невыплаченной заработной платы или компенсации вреда, причиненного жизни или здоровью (в случае причинения вреда жизни - клиентами будут выступать наследники). Если это украинский моряк, чаще всего он ожидает, что юрист будет работать “бесплатно”, то есть с условием получения гонорара успеха из взысканной суммы, что заставляет юриста более тщательно подбирать средства и методы работы по делу, а первое и главное - уделить время оценке реальной возможности получить деньги - взыскать долг. Если ваш клиент - компания - кредитор судовладельца, к оценке реальности взыскания долга необходимо подходить не менее тщательно, ведь на кону ваша репутация, как специалиста.

И вот при оценке перспектив необходимо будет учесть указанные в начале этой статьи факторы. Далее немного практики.

Вы смогли отследить судно и установить район его плавания или место нахождения в настоящий момент. Если это страны аравийского полуострова, скорее всего вы столкнетесь с проблемой необходимости авансирования работы местного юриста (без него не обойтись), его гонорара и расходов. Арабские коллеги, зачастую, ввиду достаточно высокого уровня жизни в этих странах, исчисляют свои гонорары в десятках тысяч долларов США и могут попросить, в качестве аванса, сумму начиная от 20 000 долларов США. В случае с клиентом моряком, вряд ли клиент авансирует такие средства и вам придется думать о необходимости рисковать своими деньгами, если они у вас есть, конечно, что гораздо щепетильнее, чем рисковать деньгами клиента.

Если у вас на пути не стала проблема авансирования работы местного юриста и вы перешли к следующему этапу - оценке ликвидности имущества должника, следует подумать насколько нужно это судно судовладельцу, поинтересоваться количеством других кредиторов и суммами их требований, проанализировать возможность продажи арестованного судна.

Известны случаи, когда судовладельцы просто бросали свои суда после ареста, осознавая невозможность выплаты долга ввиду финансового состояния своей компании. Известны курьезные, в негативном смысле этого слова, случаи, когда нерадивым кредиторам, в попытках взыскать задолженность, удавалось получить предписания администрации флага судна, которые запрещали судну дальнейшее движение или его использование до уплаты судовладельцем долга под угрозой наложения на последнего многотысячного штрафа (речь о долларах США) в случае невыполнения предписания. Судно, в таком случае, оставлялось судовладельцем в открытом море прямо с командой на долгие месяцы и общественность могла наблюдать дальнейшие усилия дипломатов, юристов, родственников моряков и других лиц, в попытках вернуть моряков, оставшихся без еды и пресной воды, домой.

Множество кредиторов чревато тем, что, в случае недостаточности средств, которые можно выручить от продажи судна, для покрытия всех долгов, вам, как одному из кредиторов, придется вести переговоры с другими с целью пропорционального снижения каждым суммы своих притязаний, дабы суммы, полученной от продажи судна, хватило на всех. В противном случае вы, как и остальные кредиторы, рискуете не получить ничего. Достижение консенсуса, в таком случае - задача сложная, а иногда не достижимая, ввиду самоуверенности некоторых кредиторов, уверенных, что они смогут продать актив дороже, или дождаться, когда другие отступятся. При этом следует учитывать, что, как правило, судно является единственным имуществом судоходной компании, на которое можно обратить взыскание. Если же вы арестовали судно и видите возможность ведения переговоров с другими кредиторами, можете перейти к поиску покупателя дорогостоящего актива и непосредственно к проведению сделки. Следует учесть, что средняя стоимость эксплуатируемого морского судна - 1 млн. долларов США. Как говориться, покупатели таких активов “на дороге не валяются” и нужно будет потратить время на их поиск. Найдя покупателя, будьте готовы столкнуться с проблемой мореходности судна. В течении арест судна, переговоров с судовладельцем, его страховой компанией, другими кредиторами, прошло время в течении которого судно могло прийти в немореходное состояние. При этом, судовладелец готов расстаться с судном погасив свои долги из стоимости судна, но не готов оплачивать расходы по поддержанию и тем более восстановление мореходности судна. Здесь будьте готовы к продолжению переговоров с коллегами кредиторами о еще большем уменьшении сумм, которые они готовы получить после продажи судна, так как, скорее всего, цена ремонта будет включена в стоимость судна, которую вам предложит покупатель.

Сравнивая комфорт работы в той или иной юрисдикции, следует отметить, что довольно комфортной является работа в Российской Федерации, учитывая схожий менталитет и схожую (иногда идентичную) законодательную базу. Вам легко будет договориться и работать с российскими коллегами. Вы даже можете попробовать сделать все сами, если готовы тратить время и силы на командировки и готовы в экстренном режиме освоить нормы российского права. Вы прекрасно будете понимать происходящее и оценивать риски. Сможете сами подготовить процессуальные документы, если есть время и желание.

Работа же с китайскими юристами может вас удивить. Ментальность китайца, воспитанная суровыми наказания за “гибкость” подходов, присущую славянскому менталитету, может вас сильно удивить и создать определенные трудности. В частности, у вас не получиться представить не актуальный, на момент подачи в суд, документ о праве собственности на судно, чем зачастую злоупотребляют украинские юристы. Китайский юрист проверит предоставленную вами информацию, уведомит о действительном состоянии дел и не поддастся на уговоры закрыть глаза на отсутствие или недостоверность доказательств “ради благой цели” взыскания долга, которая оправдывает средства.

В Индии будьте готовы к долгим переговорам с местным юристом, который сначала заверит вас в своей готовности работать за гонорар успеха, а потом уведомит о невозможности обращения в суд до получения аванса “на судебные издержки”, сумму которых индийцу будет сформулировать достаточно сложно. Как правило, речь идет о суммах от 1 до 5 тысяч долларов США.

Работа же с греческими юристами будет комфортной - четкой и понятной. Учитывая, что Греция по данным UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development) на 1 января 2017 года продолжает гордо нести знамя крупнейшей морской державы мира. Доля торгового флота в управлении или собственности греческих компаний составляет 16,36 % от общего мирового тоннажа. Греческие юристы обладают давними традициями оказания услуг, необходимыми знаниями в морском праве и всеми необходимыми навыками для предоставления услуг на высоком уровне. Греческие юристы работают как на условиях почасовой ставки так и под условием получения гонорара успеха, который они вычитают из взысканной в пользу клиента суммы. При этом вы сможете, за повышенный процент гонорара успеха, условиться с греческой компанией об оплате ею судебных издержек и расходов, связанных с проведением переговоров с судовладельцем и третьими сторонами в рамках ведения дела.

Французские юристы, по общему правилу, работают на условиях оплаты почасовых ставок, которые, для солидной юридической фирмы составляют, в среднем - 300 евро/час. Вам придется поискать юриста, который согласится работать за гонорар успеха, если перед вами стоит такая задача. Найти такого будет не просто, но возможно. Дальнейшая же работа во Франции обещает быть удобной. Французские суды не будут требовать предоставить оригиналы документов и легализировать их. Также отсутствует требование предоставить оригинал доверенности, выданной клиентом на представительство его интересов в суде. Рассмотрение трибуналом ходатайства об аресте судна займет 2-3 дня. Трибунал не будет тщательно разбираться в обоснованности требований кредитора, который просит наложить на судно арест и оставит этот вопрос суду, который будет рассматривать дело по сути.

Не могу не упомянуть английских юристов, которые являются “законодателями мировой моды” в морском праве, международных перевозках. Как известно, в Лондоне находиться крупнейший в мире рынок страхования и перестрахования морских рисков - Lloyd’s of London, начавший свою работу еще в 17 веке в маленькой кофейне рядом с Тауером. Современные нормы международного частного морского права также зачастую в своей базе имеют британские корни (источники). В Лондоне сосредоточены офисы крупнейших международных юридических фирм, имеющих в своем составе сильные и широко известные морские департаменты (Ince & Co, Clyde & Co, Holman Fenwick Willan и другие). Не мене профессиональны и эффективны британские бутиковые юридические компании, специализирующиеся на международных перевозках и торговле. От работы с британскими юристами вы будете получать удовольствие и можете рассчитывать на выбор ими и претворение в жизнь лучшего из возможных вариантов решения вашей проблемы, но будьте готовы за этого платить. Ставка английского юриста в солидной компании может достигать 1000 долларов США/час.

Формат статьи не позволяет описать все нюансы, с которыми вам придется столкнуться, но, возможно, откроет глаза на некоторые из них. Закончить свой краткий обзор практики взыскания долгов с судоходных компаний хочется на оптимистической ноте, утверждая старинную истину, что дорогу осилит идущий.

Управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «МБЛС», Андрей Мащенко.

Юрист и Закон-аналитическое издание ООО «Информационно-аналитический центр «ЛИГА», 2018. 03.08.2018-09.08.2018 №28 Главная статья номера.

^
X