MBLS - стираем границы   •   Ваш юридический советник в международной торговле, перевозках и инвестициях   •   Киев   •   Мариуполь   •  +38 (066) 265 0645

Авария танкеров Candy и Maestro - изображение

Фото Twitter

Азовское море превратилось в море без Закона, и в этом виновата Россия.

К такому выводу многие приходят после того, как два торговых судна, находящиеся под санкциями США, связанные с незаконной транспортировкой топлива в Иран и Сирию, сгорели возле Керченского пролива с 21 по 23 января.

Но, несмотря на растущую обеспокоенность международного сообщества по поводу безопасности, Россия отказывается допустить международную мониторинговую миссию в регион и также не желает обсуждать такой план с Украиной.

Наблюдательная миссия отклонена

Кремлевские чиновники, которые ранее заявляли, что позволят немецким и французским наблюдателям сформировать миссию по наблюдению за Азовским морем, отказались от этого 22 января, заявив, что такого соглашения не будет.

Вместо этого Москва допустит единоразовый визит немецких и французских экспертов, заявили российские официальные лица, добавив новых оснований для обвинений в том, что Россия заинтересована только в продолжении незаконной аннексии Азова и ужесточении контроля над стратегическим Керченским проливом.

В декабре 2018 года Россия также отклонила предложение Германии о размещении наблюдателей из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на Азове.

Последнее сообщение из Москвы прозвучало на фоне повышенной обеспокоенности по поводу свободы судоходства через пролив и море, нарушений международного права и безопасности на море.

Контрабандные корабли горят

21 января торговые суда Candy и Maestro, которые ходят под флагами Танзании, стали на якорную стоянку у Керченского пролива. Внезапно взрыв потряс один из кораблей и поджег оба.

Вскоре выяснилось, что одно из судов перегружало груз сжиженного газа на другое. Взрыв произошел в результате опасной перевалки с судна на судно, которая, как сообщается, происходила на мелководье вблизи Керченского пролива в то время, как море было неспокойно. Кроме того, как сообщается, оба судна отключили свои устройства слежения, что является обычной практикой, когда имеет место незаконная перевозка или незаконная деятельность.

Как сообщается, Россия призывает судоходные компании отключать свои спутниковые системы слежения - несмотря на риски для безопасности, - чтобы избежать обнаружения и санкций, в связи с заходом в порты оккупированного Кремлем Крыма или перевозят топливо между Россией и странами, на которые наложены санкции, такими как Иран и Сирия.

Согласно с документами Министерства финансов США, на которые ссылается газета Financial Times, оба корабля, сгоревшие возле Керченского пролива, использовались для незаконной перевозки топлива между Россией, Ираном и Сирией в нарушение санкций.

По меньшей мере 14 моряков погибли и шестеро пропали без вести после взрыва. Спасателям удалось спасти с горящих кораблей 12 моряков. 24 января аэрофотоснимки показали, что обгоревшие суда продолжали гореть, но спасатели начали брать пламя под контроль.

Андрей Мащенко, эксперт по морскому праву из Мариуполя и управляющий партнер киевской юридической фирмы MBLS, говорит, что прошлые и нынешние «незаконные действия» России в Азовском море и Керченском проливе создали опасную ситуацию беззакония.

«Учитывая нынешние условия, к сожалению, мы не можем сказать, что навигация через Керченский пролив и Азовское море безопасна», - сказал он Kyiv Post 24 января.

Газовый танкер горит после взрыва возле Керченского пролива 21.01.2019 - изображение

Газовый танкер под танзанийским флагом сгорел после взрыва в Черном море возле Керченского пролива 21 января 2019 г. (Керчь FM)

Задушенное море

25 ноября российская береговая охрана захватила три катера украинских ВМС и задержала 24 моряка в нейтральных водах Черного моря у побережья Крыма и Керченского пролива. Но это нападение едва ли стало началом наступления Москвы на море.

Правовые аналитики и наблюдатели Азовского моря быстро указывают на то, что агрессивные экспансионистские действия Кремля начались еще в 2003 году, когда Россия начала строительство морской дамбы, которая оказалась бы более ранним воплощением плана строительтсва ее долгожданного моста, соединяющего полуостров Крым с материковой частью России.

В то время Россия заявляла, что дамба необходима для защиты ее побережья от эрозии. В последующие годы в Азовском море происходили многочисленные стычки и столкновения, в том числе один инцидент в 2013 году, в результате которого погибли два украинских рыбака, когда Россия пыталась установить контроль над этим районом.

Но Кремль действительно начал блокировать доступ Украины к Азову в мае 2018 года, вскоре после того, как он открыл свой новый мост к ныне оккупированному Крымскому полуострову.

«Строительство Крымского моста и дальнейшее задержание торговых судов, направляющихся в украинские порты Азовского моря, только усугубили ситуацию ... Недружественные действия России начались давно», - сказал Мащенко.

С мая затяжная российская кампания преследования украинских и международных судов нанесла серьезный удар по коммерческим перевозкам. Компании и порты говорят, что они теряют миллионы долларов.

В 2018 году украинские Азовские морские порты Мариуполь и Бердянск получили около 6,6 млн тонн грузов. Эксперты считают, что в случае полной блокады России морем, порты будут ежегодно терять до 2 миллиардов долларов.

Но, по словам Мащенко, который цитирует статистику Администрации морских портов Украины перевалки наиболее важных грузов: угля, зерна и черных металлов из Мариуполя и Бердянска, которые ранее были значительными, «постоянно снижались» с тех пор, как Россия начала свою войну против Украины в 2014 году.

Заблокированные порты

«Порты довольно пусты», - заявил корреспонденту Kyiv Post член парламента Великобритании Джон Уиттингдейл после своего визита в Азовский регион 22 декабря.

«В Мариуполе мы видели, как загружалось одно судно, но нам сказали, что оно может быть остановлено по крайней мере на 15 дней в ожидании проверок (со стороны российских властей), хотя для этого нет никаких правовых оснований», - добавил он.

Сегодня экспорт из Мариуполя и Бердянска - двух портов, которые, по оценкам некоторых экспертов, отвечали за 30-40 процентов экспорта стали страны, - незначителен, в то время как промышленное производство и производство во всем регионе также снижаются.

Живые спутниковые фотографии подтверждают, что коммерческое судоходство Украины в Азовском море практически остановлено.

Живые карты рисуют мрачную картину, показывающую, что в Бердянске и Мариуполе почти нет грузовых судов. Лишь несколько пришвартованы у причалов и практически нет судов, пересекающих Азовское море двигаясь в сторорну украинских портов или из них. В то же время десятки судов заходят в российские азовские порты Таганрог и Ростов-на-Дону и выходят из них.

Чтобы сохранить экспорт, Мариуполь и Бердянск все больше зависят от перегруженной и устаревшей железной дороги Украины, чтобы доставить хотя бы часть своих товаров в другие порты, такие как Николаев или Одесса, которые находятся в более безопасном месте с доступом к Черному морю.

Однако железнодорожные грузы из Мариуполя или Бердянска, в настоящее время, должны проходить через Волноваху, примерно в 30 километрах к югу от удерживаемого Россией города Донецк и в 10 минутах езды от зоны боевых действий.

Если бы Россия захотела, она могла бы блокировать экспорт Мариуполя на суше так же легко, как сделала на море.

Скриншот c веб-сайта MarineTraffic

Скриншот 18 января от MarineTraffic, веб-сайта, который использует спутниковые данные для отслеживания движения судов, показывает отсутствие активности вокруг украинских портов Азовского моря в Мариуполе и Бердянске и в то же время показывает постоянный поток морских перевозок в и из российских азовских портов Ростов на Дону, Ейск и Таганрог.

Инвестирование в устойчивость

Международные союзники Украины постепенно обращают внимание на уязвимость Азовского региона, как на суше, так и на море, даже если они не предприняли каких-либо жестких мер против России, таких как принятие новых санкций, с тех пор как Кремль усилил свою агрессию.

Для них расходы на помощь и стратегические инвестиции в инфраструктуру и промышленность, чтобы защитить Мариуполь и Бердянск от последствий российской блокады, могли бы стать эффективным методом поддержки.

В интервью 22 декабря газете Kyiv Post Майкл Фэллон, основной британский законодатель правящей Консервативной партии Великобритании и министр обороны с 2014 по 2017 год, заявил, что Россия нарушала «все международное право» в Азовском море, во время ведения «экономической войны» с Украиной.

Он также сказал, что разочарован тем, что европейские санкции в отношении России продолжаются, но не усиливаются. Но есть и другие способы для международного сообщества помочь Украине, предложил он.

«Я думаю, мы должны смотреть на то, как тратятся наши деньги на международную помощь в Украине», - сказал он, добавив, что юго-восток Украины, особенно Мариуполь, «чрезвычайно уязвим» для экономического давления со стороны России.

Парламентарии из Великобритании Фэллон и Уиттингдейл заявили, что международные партнеры Украины должны пересмотреть свои программы расходов на помощь и инвестиции в страну, особенно в проблемный Азовский регион, чтобы определить, как можно повысить ее «устойчивость», особенно в области инфраструктуры и транспорта.

По мнению некоторых экспертов, логичным и весьма желательным вложением будет быстрое прямое железнодорожное сообщение, которое охватывает приблизительно 150 километров от прибрежного азовского города Мариуполь до Запорожья или Днепра, города примерно в 500 километрах от Киева с безопасным доступом к Черному морю.

Уиттингдейл сказал, что в ближайшее время еще больше британских парламентариев прибудут в юго-восточный регион Украины. Но Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), могут быть первыми, кто начал инвестировать.

«Европейский Союз и ЕИБ направляют совместную миссию в Азовский регион и Мариуполь для установления фактов, в конце этого месяца, чтобы оценить области инвестиций и финансирования», - сказала пресс-секретарь ЕИБ Анна Гончарик в интервью KyivPost 24 января, добавив, что и ЕС и ЕИБ хотели бы «расширить свое экономическое присутствие» в регионе посредством инвестиций и грантов.

Джек Лоренсон, Kyiv Post

^
X