Юридические услуги международного класса   •   Защита Ваших интересов в Украине и по всему миру   •   Киев +38 (050) 441 3615   •   Мариуполь +38 (0629) 410 144

Трудоустройство украинских моряков на работу за границей

Людмила Мащенко - фото

Людмила Мащенко, партнер ЮФ «МБЛС»

С тех пор, как Украина почти потеряла свой морской торговый флот, моряки вынуждены наниматься на суда иностранных судовладельцев. Чтобы трудоустроиться по своей квалификации, моряки обращаются к крюинговым компаниям, которые занимаются посреднической деятельностью по их трудоустройству. С 1996 года государство регулирует этот вопрос.

Недавно, а именно 6 сентября 2010 года были утверждены приказом Министерства труда и социальной политики Украины новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей. Этот нормативный акт предусматривает более требовательные условия для хозяйствующих субъектов, которые занимаются названной деятельностью. Во-первых, одним из условий проведения указанной деятельности является соблюдение установленного действующим законодательством порядка принятия и оформления граждан на работу в соответствии с требованиями главы III Кодекса законов о труде Украины. Итак, посредник должен обеспечить заключение трудового договора между моряком и работодателем - судовладельцем.

Во-вторых, предполагается легализация документов, подтверждающих правовой статус иностранного работодателя. Предусмотрены условия для заключения внешнеэкономического договора между посредником и иностранным работодателем. В частности, посредник должен получить от иностранного работодателя копии документов о его регистрации и виде деятельности, которые должны быть заверены и легализованы.

Предусмотрены требования и к трудовому договору, проект которого должен быть удостоверен работодателем. Трудовой договор должен содержать кроме реквизитов работодателя и работника, сведения о характере работы, условиях труда, его оплаты, срока действия договора, также и условия социальной защиты (в частности страхования). Также предусмотрены требования к коллективному договору, который должен получить посредник от иностранного судовладельца для заключения внешнеэкономического контракта.

Посредник (лицензиат) обязан не взимать с клиентов любые виды предварительных оплат за услуги по посредничеству до получения клиентом завизированного иностранным работодателем трудового договора (контракта).

Этим же приказом был утвержден также Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий. Согласно утвержденному Порядку контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Установлен порядок проведения проверки, перечень вопросов, которые проверяются при проведении плановой проверки и порядок оформления результатов проверки. Невозможность лицензиата обеспечить выполнение Лицензионных условий, установленных для хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей, определяется на основании акта и является основанием для аннулирования лицензии. Невозможностью лицензиата обеспечить выполнение Лицензионных условий считается:

  • отсутствие у лицензиата внешнеэкономического договора между лицензиатом и иностранным субъектом хозяйствования (работодателем);
  • отсутствие у лицензиата документов иностранного партнера, предусмотренных Лицензионными условиями;
  • отсутствие у лицензиата копии документа, подтверждающего, что иностранный субъект хозяйствования владеет судами или использует их на других законных основаниях и/или руководит экипажами судна, если внешнеэкономический договор предусматривает только посредничество в трудоустройстве граждан на суда иностранных владельцев;
  • отсутствие у лицензиата помещения для осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей;
  • несоблюдение лицензиатом установленного действующим законодательством порядка принятия и оформления граждан на работу в соответствии с требованиями главы III Кодекса законов о труде Украины.


Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано лицензиатом в течение тридцати дней со дня его принятия в Экспертно-апелляционный совет при Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. До принятия соответствующего решения по жалобе выполнение решения об аннулировании лицензии приостанавливается. Кроме того, решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Следует отметить, что нормативные акты, регулирующие деятельность по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей, стали более совершенными по сравнению с действующими в 90-х годах. Но все же и они не обеспечивают в полном объеме прав и интересов граждан Украины, в частности украинских моряков. Во-первых, нормативный акт, который комментируется, не включает требований к аппарату управления и персоналу крюинговых компаний, которые осуществляют деятельность по трудоустройству моряков. То есть не взята во внимание специфика работы таких компаний, с учетом которой персонал должен иметь соответствующие знания морского сектора экономики. Во-вторых, нет требований к лицензиату о принятии мер, которые бы по возможности обеспечивали наличие у работодателя средств для защиты моряков от опасности быть оставленными в иностранных портах без средств к существованию.

Кроме того, предусмотрены требования к субъектам хозяйствования, занимающимся посреднической деятельностью по трудоустройству за рубежом, по обеспечению получения моряком второго экземпляра трудового договора. Практика показывает, что не всегда моряки его получают. Отсутствие у моряка трудового контракта лишает его возможности защищать свои права в случае невыплаты заработной платы, в случае травмирования и тому подобного. Также Лицензионные условия предоставляют альтернативу в необходимости предоставления для заключения внешнеэкономического контракта такого документа, как коллективный договор. А именно - может быть предоставлена справка о том, что коллективный договор не заключался. В таком случае, необходимо было предусмотреть включение в содержание трудового договора тех условий, которые должны быть в коллективном договоре. В частности, требования к порядку предоставления иностранным работодателем компенсации наемному работнику в случае полной или частичной утраты трудоспособности, компенсацию родным в случае смерти моряка или в случае его работы в зонах боевых действий.

Представляется, что к разработке проекта Лицензионных условий не привлекалась Федерация морских профессиональных союзов Украины, которая знакома со спецификой трудоустройства моряков. Бесспорно считая документ передовым, надеемся, что он будет совершенствоваться.

Юридическая газета №15 от 12.04.2011

^
X